Форум » 4.1 ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО » Севастополь - каким мы его увидели... » Ответить

Севастополь - каким мы его увидели...

Lessa: Хотелось бы поделиться своими впечатлениями о прекрасно проведенном отпуске, великолепном Севастополе, и необычайном Крымском крае… Мы с дочей просто влюбились в эту природу, виды, пейзажи. Очень нас поразила доброжелательность, внимательность, искренность Севастопольцев, сейчас так редко можно встретить людей по-настоящему пытающихся понять, помочь совершенно незнакомым людям, а тут мы столкнулись не единичными случаями, а с общим, единым позитивно-отзывчивым настроем. Ну, в общем, добро пожаловать в Севастополь… за неимением цифрового фотоаппарата, в оформлении использованы фотографии с сайтов: 1. http://sv.alkar.net/photo 2. http://www.sevastopol.org/PHOTO 3. http://www.sevportal.com/fotoalbum/ PS: фотографии только тех мест, где мы были сами, что видели, и которые наиболее совпадают с нашими собственными ощущениями от увиденного... Севастополь расположен на юго-западной оконечности Крымского полуострова, где холмистый берег изрезан десятками бухт и бухточек. Много веков назад оценили люди эти удобные, для жизни места: остатки древнейших поселений, обнаруженные археологами, относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Здесь жили племена тавров, скифов, сарматов. В V в. до н.э. на берегах живописной и тихой бухты, которую называют теперь Карантинной, поселились древние греки, выходцы из Гераклеи Понтийской. Они основали Херсонес Таврический - город-государство, просуществовавшее два тысячелетия (с V в. до н.э. до XV в. н. э.) и сыгравшее важную роль в исторических судьбах Северного Причерноморья. Сегодня о нем рассказывают памятники и экспонаты Херсонесского историко-археологического музея - заповедника. На этой земле с богатой многовековой историей и родился Севастополь, будущий страж южных границ Российского государства.

Ответов - 37

Lessa: Константиновский равелин Эта укрепленная батарея закрывала вход в Севастопольскую бухту неприятельским кораблям. Построена в 1840 г. у входа в Севастопольскую бухту для усиления обороны Севастополя и его порта. Каменная казематированная батарея (94 орудия) стойко отражала удары противника в период первой обороны Севастополя в 1854-1855 гг. Было сооружено несколько подобных батарей (Михайловская и Александровская). В июне 1942 г. в районе Константиновской батареи был создан один из опорных пунктов обороны Северной стороны. В течение трех суток 70 бойцов отражали атаки противника, обеспечивая вывод последних судов из Севастопольской бухты. Так что, батарея послужила еще и в годы Второй мировой. В настоящее время она утеряла свое военное значение. Сейчас на батарее действует всего одно орудие, но какое! Оно известно каждому севастопольцу и туристу, приезжающему в город. Каждый день ровно в 12 часов от равелина доносится звучное “бум-м!”. Старинная флотская традиция полуденного залпа существовал в Севастополе с 1819 года, и была восстановлена в 1982 году. Для “службы севастопольского времени” установлены два орудия: 85-миллиметровое, и, на всякий случай, 45-миллиметровое. Выстрел производится холостым, естественно, зарядом, но в сторону штаба Черноморского флота: как шутят батарейцы, чтобы командование услышало, а если серьезно, чтобы было слышно в городе. ЗЫ: ну прям как у нас в Питере, с Петропавловки палят

Lessa: Вход в бухту

Lessa: Еще один вид Константиновского равелина


Lessa: Памятник Затопленным кораблям... В период Крымской войны и первой обороны Севастополя для заграждения входа на внутренний рейд военным судам Англии, Франции, Турции в две линии между Константиновской и Александровской батареями, а затем между Михайловской и Николаевской батареями были затоплены в течении всей обороны 15 военных судов Черноморского флота: линейные корабли: "Двенадцать Апостолов", "Святослав", "Ростислав", "Гавриил", "Силистрия", "Варна", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя", фрегаты: "Флора", "Сизополь", "Кагул", "Месемврия", "Мидия", корвет "Пилад". Экипажи кораблей, сняв артиллерийские орудия, защищали Севастополь на бастионах. Памятник представляет собой установленный на квадратном (9,2x9,2м.) основании. Искусственный гранитный утёс из необработанных глыб, из которого вырастает шестигранный пьедестал, увенчанный коринфской колонной из светлого диорита. Она завершается бронзовой скульптурой обращённого к морю двуглавого орла с распростертыми крыльями, держащего в клюве лавровый венок славы и морской якорь. Ниже, на утёсе закреплена бронзовая мачта парусного корабля. На грани пьедестала, обращенного к набережной, помещена бронзовая доска с рельефной картой Севастопольской бухты и обозначением линии затопления кораблей. Общая высота памятника - 16,66 м.

марго: Lessa Тонь, спасибо за фотки и рассказ. Я была в Севастополе очень давно, но город запомнился именно таким: красивым, легким, романтичным. Кстати, очень похож на Владивосток. Как сказал поэт: "Город красивый, как женщина Зябко укутан в туман..."

terra: Тонь, не успеваю прочесть тексты, но фотки!...... фотки - эт что-то!!!... неужели сама снимала???... РЕСПЕКТ. ОФИГИТЕЛЬНО!!!!!....

Lessa: terra, снимала к сожалению, не сама, но эти фотки мне очень нравятся и близки... Если интересно, продолжу рассказ...

Angellica: Lessa , потрясающие фото. Такая красота... Спасибо.

anele: Lessa , спасибо большое! Очень интересно и фотографии подобраны замечательно! Продолжай

veda: Тонь, днем все форум подвисал, никак не могла написать, что виды восхитительны. Конечно, продолжай свой рассказ. У нас тут потихоньку целый путиводитель по городам и странам соберется . А как напечатаешь свои личные фоты, тоже обязательно отсканируй парочку и покажи. Очень хочется на ваши с Юлей загорелые мордашки посмотреть

Lessa: Балаклавская бухта - восьмое чудо света. Во всяком случае, в этом убеждены местные жители, которые считают ее красивейшей бухтой планеты. Это действительно один из самых живописных уголков Земли. Чудо, с которым многие даже выросшие на берегу моря люди встречаются в Балаклаве впервые, - это постоянное спокойствие воды в бухте, как бы ни бушевала стихия в открытом море. Это связано с уникальной природной формой Балаклавской бухты - в виде английской буквы S. При этом бухта достаточно глубока, чтобы здесь, вплотную к берегу, размещались большие военные корабли.

Lessa: (Балаклава - продолжение) Благодаря непрекращающемуся штилю набережная имени Назукина находится почти на одном уровне с водой. Точнее, находилась до 2004 года, когда на 2600-летие Балаклавы набережную вымостили современной брусчаткой и она несколько поднялась над морем. Загадочно многое в прошлой истории Балаклавы, которая древнее самого Херсонеса. Благодаря уже описанным нами выше своим исключительным природным достоинствам бухта ещё в древности была населена таврами. А так как археологически доказано, что тавры населяли Южный берег Крыма с начала первого тысячелетия до н.э., то маленькая Балаклава вполне может претендовать на звание одного из древнейших городов мира. Древние греки, поселившиеся здесь в 422-421 годах до н.э. и столкнувшиеся с местными обитателями, дали первое дошедшее до нас название этому месту: Сюмбулон-лимне, что значит "бухта знаков, символов, предзнаменований". Считается, что название происходит от обычая тавров (известных пиратов древности) жечь ночью костры на берегу с целью завлечь проплывающее мимо судно. Судно грабили, а незадачливых мореходов приносили в жертву главной богине тавров - Деве. Дальнейшие события, в том числе приход римлян, принадлежат к неясному и загадочному периоду в жизни Балаклавы. Прерванный ход истории можно восстановить только начиная с 1357 года, когда Балаклава находится уже во владении генуэзцев.

Lessa: (Балаклава - продолжение) Генуезская крепость В этом году, как повествует сохранившийся латинский текст, здесь была возведена церковь. (Примечательно, что здание этой церкви сохранилось до наших дней и является самым старым в Балаклаве, хотя ловко скрывает свой возраст за вполне классицистическим портиком - позднейшей пристройкой. Сейчас это Церковь Двенадцати апостолов.) Правда, законность генуэзскому пребыванию в Балаклаве придал только заключённый с крымским ханом в 1380 году мирный договор. В названии, данной генуэзцами своей крепости, - Чембало - сохранилось звучание древнегреческого Сюмболон. Несмотря на то, что столица генуэзских владений находилась в Кафе (нынешняя Феодосия), в колониальном уставе 1449 года только для Чембало была предусмотрена должность пушкаря: значит, именно здесь, на самом западном краю колонии, могло находиться тяжёлое оружие. Это говорит о большой стратегической важности крепости. Левый берег Балаклавской бухты венчается Крепостной горой, на которой и находилась крепость Чембало. Остатки башен, которых ещё в первой половине 19 века насчитывалось двенадцать, заметны уже с набережной и интригуют любого, впервые попавшего в Балаклаву.

Lessa: (Балаклава - продолжение) Вид на Балаклавскую бухту открывается по-разному с разных точек Крепостной горы, поэтому советуем дойти до главной, наиболее сохранившейся башни-донжона. Она находится на вершине горы. Эта башня сделана "с юбкой", то есть стены цокольного этажа имеют форму усечённого конуса, что сводило на нет опасность таранного удара. В самом же цокольном этаже находилась цистерна - главный накопитель и распределительный резервуар. Вода в него поступала самотёком по керамическим трубам из источника, находившегося выше крепости на склоне соседней горы, а уже отсюда начиналась сеть водоснабжения крепости. О качестве строительства средневековой крепости говорит следующий факт: в 1927 году, когда произошло знаменитое ялтинское землетрясение и многие дома в самой Балаклаве серьёзно пострадали, в крепости не упал ни один камень. С тропы можно видеть так называемую "Бочку смерти". Она находится над обрывом горы Аскети (по преданию, когда-то на её вершине жил отшельник-аскет). Это плод извращённой фантазии эсесовцев: в бочку загоняли пленных, открывали дно, и люди падали вниз. Кроме "Бочки смерти", на таком большом расстоянии выглядящей совсем не устрашающе, внимание путешественников будет занимать великолепная, сродни Южнобережной, природа этих мест. Побережье здесь, как и на ЮБК, не песочное - берег покрыт галькой. Участок прибрежной полосы за Золотым пляжем называется Инжир: он состоит из небольших уютных пляжиков, где можно уединится в относительной дали от цивилизации.

Lessa: (Балаклава - продолжение) Своё новое имя Балаклава получила после завоевания турками в 1475 году, став называться "Балык-юве" или "рыбье гнездо". Однако, первым тюркское название Балаклавы упоминал ещё Афанасий Никитин в своём "Хожении за три моря", употребив несколько другой топоним: "Балыкая" или "рыбья скала". Некоторое время, при турках, Балаклава существовала как крупный центр кораблестроения и место заточения крымских ханов, однако к 18 веку пришла в полное запустение. В 1773 году здесь происходит так называемый Балаклавский морской бой, в котором 2 русских корабля с 32 орудиями одерживают победу над 4-мя турецкими с 164 орудиями, а в следующем году, после заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, балаклавское побережье занимают казаки с целью охранять его от турецких высадок. В 1787 году Балаклаву посетила Екатерина Великая - и была потрясена торжественной встречей конного отряда из 100 балаклавских гречанок-"амазонок", организованной Г.А.Потёмкиным. В годы Крымской войны в Балаклаве была проведена первая в Крыму железная дорога: иронией судьбы её строителями оказались тогдашние враги России англичане, использовавшие её для доставки грузов в своё военное депо на Максимовой даче прямо с прибывавших кораблей. После войны железная дорога, построенная, кстати, в невероятно быстрые сроки - всего за семь недель, была разобрана и продана туркам. Ещё во время войны же у входа в Балаклавскую бухту затонул английский корабль "Чёрный принц", якобы гружёный золотом. Правда, таким зловеще-романтическим определением судно обросло уже после войны, как и историей об оставленном в море кладе, тогда как на самом деле его груз был гораздо более прозаичен: одежда, медикаменты, продовольствие. Но это известно сейчас, а на рубеже веков множество авантюристов пыталось найти "Чёрный принц". А когда в 20-х годах весть о балаклавском золоте дошла до советского правительства, им была немедленно организована ЭПРОН - Экспедиция подводных работ особого назначения. Правда, всё, что удалось найти от мифического клада - это пять золотых монет. А самый знаменитый эпизод Балаклавского сражения 1954 года описан Альфредом Теннисоном в его хрестоматийном стихотворении "Атака Лёгкой бригады". Гибель английских гусар под Балаклавой - это захватывающая кровь история о беззаветно смелом, но обречённом на провал предприятии.

Lessa: (Балаклава - продолжение) А с конца 19 века Балаклава уже начинает развиваться как курорт: здесь строятся дачи князей Юсупова и Гагарина, графа Нарышкина и пр., открыта грязелечебница. Выход из Балаклавской бухты

Lessa: (Балаклава - окончание) Во время великой отечественной войны Балаклава пострадала мало, но долгое время была закрыта для посещениия. Поистине грандиозное сооружение, оставшееся в Балаклаве со времён "холодной войны", - подземный завод по ремонту подводных лодок на правом берегу бухты. Строительство подземного комплекса началось в 1957 году. Основные работы, проходившие в сверхпрочном скальном грунте, выполнили строители московского метрополитена. Укрыть подводные лодки в случае ядерной войны - таково одно из назначений этого уникального фортификационного сооружения. Там есть также искусственный морской канал и сухой док. Вход в подземный комплекс замаскирован, но место, где он находится, прекрасно просматривается с генуэзских башен. В когда-то секретном месте, фигурировавшем в документах как объект 825 ГПУ, теперь открывается музей, который может посетить любой желающий. Так что интересно не только в Балаклаве, но и под Балаклавой Источник: www.chembalo.net Балаклавская сказка

Lessa: Туман над Балаклавской бухтой

VIOLA: Lessa Тонь, огромное спасибо . Позволь еще раз поздравить тебя и дочу с прекрасно проведеным отпуском, очень рада за вас , дорогие . Тонь, виды изумительные. Так незыблемо и в какой-то мере аскетично-сурово . Первые фотографии до памятника затопленным кораблям - такие пронзительные, острые, чистые..Цвета очень насыщенные,глубокие и в то же время скромные. Пямятник затонувшим кораблям поразил в самое сердце..Такое величие и острая тоска, мятежность.. А небо...смесь темно-зеленого и светло-голубого....Словно раскололось на 2 части. Балаклавская сказка - Тонь, это нечто ирреальное...По формам разрушенные скалы напоминают перевернутые профили лиц ...Лица мужчины и женщины, пристально смотрящих друг другу в глаза... А туман...это ..абсолютный провал в другую реальность...словно небесное облако опустилось на землю.. Спасибо огромное, Тонь . Такая зыбкая и нервная красота .

Lessa: Девушки, я рада, что сумела, хоть частично передать то очарование, которым мы были просто околдованы... Попозже повешу еще.... А как напечатаешь свои личные фоты, тоже обязательно отсканируй парочку и покажи. Очень хочется на ваши с Юлей загорелые мордашки посмотреть Вик, конечно, напечатаю отсканирую и повешу.... Просто уж невтерпеж было поделиться

Lessa: Хочу продолжить рассказ о наших с дочей путешествиях по Севастополю-Крыму… В один из дней мы посетили знаменитый Бахчисарай и дворец Крымского хана Гирея. Нам очень понравилось восточное своеобразие, великолепие и неповторимость этого дворца… Судите сами… (ЗЫ: Конечно, дворец сейчас находится не в самом лучшем состоянии, и требует принятия срочных мер по реставрации, многие его части закрыты для посещения, но и того, что мы увидели, было достаточно для того, чтобы быть очарованными им) Бахчисарай находится в 30 км к югу от Симферополя и связан с ним хорошей шоссейной дорогой, а также железной дорогой, по которой курсируют поезда и электропоезда. Самой популярной достопримечательностью города является бывший ханский дворец - архитектурный памятник 16-18 веков. Во дворце и примыкающей к нему Большой ханской мечети размещены экспозиции исторического и археологического отделов Бахчисарайского историко-архитектурного музея.

Lessa: Бахчисарайский дворец. Самые ранние памятники на территории Бахчисарая датируюся рубежом XV и XVI столетий. Один из них - мавзолей Хаджи-Гирея, основателя Крымского ханства. Над входом надпись, составленная, по обычаям того времени, в форме напыщенного панегирика: "Эту священную, покойную и красивую гробницу приказал соорудить великий хан, знаменитый года" (1501). Видимо, Менгли-Гирея следует считать основателем Бахчисарая — столицы Крымского ханства. Дюрбе это — восьмигранное в плане — имеет монументальный, сильно выступающий портал и сферический купол, крытый черепицей. Портал, свод портика и колонки по углам мавзолея украшены геометрическим и растительным орнаментом. Внутри на стенах в четырех кругах надпись: "Помощь от аллаха и скорая победа". По архитектурной композиции дюрбе напоминает мавзолей Ненекеджан-ханым, который находится в Чуфут-Кале. Еще в 70-х годах XIX в. недалеко от ханского дворца в Бахчисарае, юго-восточнее его, заметны были остатки укрепления — предшественника города. Местные жители называли его Буюк-Исар — "большое укрепление". До наших дней сохранился лишь мавзолей Эски-Дюрбе, о древности которого говорит само название (эски — "старый", "старинный"). Мавзолей представляет собой квадратное в плане здание, увенчанное полукруглым куполом. С восточной стороны находится портал со стрельчатой аркой. С юга к мавзолею примыкают три стены с семью килевидными арками и шестнадцатью декоративными бойницами, образующие дворик. Предание гласит, что здесь похоронен дере-бей — феодал, владевший местными землями до образования Крымского ханства. Эски-Дюрбе — уникальный памятник мусульманского зодчества. Возникновение города относится, вероятно, к более позднему времени — по-видимому, к началу XVI в. Бахчисарай означает в переводе "дворец в саду". Дворец был возведен среди садов или при его строительстве вокруг разбивался сад. Имя городу, несомненно, дал ханский дворец — Хан-Сарай, строительство и перестройки которого продолжались на протяжении веков. Нынешняя его территория составляет 4,3 гектара. В средние века она была значительно больше. В 1784 — 1787 гг. Хан-Сарай перестраивался и ремонтировался к приезду Екатерины II. Перестройки, искажавшие его облик, проводились и позднее — в 1818, 1823, 1837, 1857, 1861 гг. В 1961 - 1964 гг. Киевскими республиканскими научно-реставрационными мастерскими была проведена научная реставрация, в результате которой восстановлен ряд архитектурных деталей и росписей Хан-Сарая.

Lessa: Наиболее древним датированным памятником дворца принято считать Демир-Капу(в переводе - железная дверь) — портал с деревянной дверью, обитой железными полосами ручной ковки. Если верить преданию, что его перенесли из ханского дворца Ашлама-Сарай в Салачике, то возраст Хан-Сарая будет еще моложе. Интересна история создания этого памятника. В 1499 г. великий князь Московский Иван III отправил в Италию послов, чтобы пригласить для строительства столицы зодчих. В июне 1503 г. они во главе с Алевизом Новым (по-итальянски — Альвизе Нови). прибыли в Крым, о чем Менгли-Гирей сообщил Ивану III. Здесь зодчие проработали почти целый год. Портал сооружен из местного известняка. Он украшен резным орнаментом характерным для Италии эпохи Возрождения (цветы, дубовые листья и желуди, бусы), и восточным геометрическим орнаментом из вдавленных прямоугольников. Над дверью — арка, украшенная цветами и растительными завитками, а ниже, в круге, — велеречивая надпись: "Владетель этого жилища и царь этой области, султан величайший благороднейший Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, да простит аллах ему и его родителям в обоих мирах". В середине надписи — родовая тамга династии Гиреев, а под нею — еще одна, столь же панегирическая надпись: "Приказал построить этот величественный порог и эту возвышенную высочайшую дверь султан обоих материков и хакан обоих морей, султан, сын султана, Менгли-Гирей-хан, сын султана Хаджи-Гирей-хана, в 909 году" (1503). Через Демир-Капу послы и купцы, пробыв определенное время в Посольском садике, входили в Фонтанный дворик и направлялись на прием к хану.

Lessa: Золотой фонтан Большая часть дворцовых сооружений, кроме Демир-Капу (портала Алевиза) и бани Сары-Гюзель, возводилась или перестраивалась на протяжении XVIII столетия. К их числу относится и фонтан Магзуб ("позолоченный"), который позднее стали называть "золотым". Своим названием он обязан золоченому резному орнаменту и двум надписям золотом по мрамору на арабском языке. Первая из них, сверх обыкновения лаконичная, гласит: "Каплан-Гирей-хан, сын Эльхадж-Селим-Гирей-хана, да помилует аллах его и родителей его, 1146 год" (1733). Ниже—подходящая к случаю строка из корана: "И напоит их аллах напитком чистым". В архитектуре фонтана сочетаются элементы итальянского Возрождения и турецкого барокко.

Lessa: Ханская мечеть Позднее была возведена (точнее восстановлена после пожара 1736 г.) ханская соборная мечеть — Хан-Джами. Другое ее название Буюк-Джами (по-татарски "буюк" — большой). Действительно, это самая большая мечеть в Крыму. Из надписи над дверями главного входа следует, что построил ее хан Селямет-Гирей в 1740 г. Главный вход в мечеть (ныне закрытый) с северной стороны. Два других ведут в нее со двора. В южной стене Хан-Джами — так называемый михраб, ниша, куда мусульмане обращались лицом во время намаза (молитвы) пять раз в день, стоя на коленях на специальном коврике—намазлыке. Ориентация михраба связана с тем, что в южном направлении находится город Мекка с главным храмом мусульман. Посредине михраба свисали три страусовых яйца. У мусульман бытует поверье, что самка страуса, снеся яйцо, должна сразу же посмотреть на него. Если же посмотрит в сторону, то яйцо превратится в болтун. Поэтому мусульмане во время молитвы должны смотреть на эти яйца, сосредоточив все свое внимание только на одном — на боге, не отвлекаясь ничем посторонним, иначе молитва не будет угодна аллаху. Справа от михраба помещается мимбер —кафедра, с которой по пятницам произносились проповеди (хутпе). Второй этаж Хан-Джами образует маафиль —хоры, идущие вдоль трех стен (восточной, северной, западной) и предназначенные для молящихся. На правой стороне маафиля находится небольшая комната—молельня хана. Хан входил в нее со двора по деревянной лестнице. Окна Хан-Джами расположены в два яруса. Верхние состоят из разноцветных стекол с красивыми узорами. На некоторых из них — стихи из корана. Над четырехскатной черепичной крышей возвышаются шестигранные тонкие минареты. Винтовые каменные лестницы выводят на круговые балкончики. Отсюда служители мечети муэдзины пять раз в день призывали верующих к намазу. Ныне в верхней части Хан-Джами расположена экспозиция отдела археологии, а в нижней находится лапидарий — собрание каменных памятников с изображениями и надписями. Годом позже, при том же Селямет-Гирее, была восстановлена домовая мечеть крымских ханов. На южной и западной стенах храма и в михрабе, во время реставрационных работ уже в наше время, были обнаружены остатки росписи XVI —XVII вв. Из этого можно заключить, что мечеть принадлежит к одной из ранних построек Хан-Сарая. Купол ее был расписан во второй половине XVIII в. персидским зодчим Омером. Росписи представляют собой исключительно растительные и геометрические орнаменты, так как ислам запрещает изображать одушевленные предметы. В 1742 г., как явствует из строительной надписи, был восстановлен зал Дивана (зал совета и суда). О том, как выглядело это помещение до пожара, писал адъютант фельдмаршала Миниха Манштейн: "Стены зала были... выложены разноцветным фарфором, сам зал освещался окнами в два ряда. В верхнем ряду стекла были разноцветные, зеркальные, в виде больших четырехугольников. Нижние же окна, большей величины, были снабжены двойными ставнями, из которых внутренние были легкие, решетчатые, красиво выточенные из букового дерева, пропускавшие прохладу в зал". В центре стены, противоположной входной двери, стоял трон хана, обтянутый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней спинке золотым полумесяцем. По обеим сторонам трона стояли обтянутые такой же тканью табуреты, а вдоль стен — диваны, на которых располагались приближенные хана. Диван (совет) собирался под председательством хана или кого-либо из его ближайших родственников. В него входили феодалы, духовенство и диван-эфенди — секретарь совета. Диван заслушивал и в пределах своих полномочий решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Крымского ханства. Здесь же разбирались гражданские и уголовные преступления. Над входом в зал вдоль стены расположена темная узкая комната, где, невидимый снизу, сидел хан, когда он по какой-либо причине не хотел присутствовать на заседании совета. Вследствие хорошей акустики хан слышал каждое слово. При реставрации были обнаружены росписи XVI —XVIII вв. Следовательно, зал Дивана также представляет собой одну из ранних построек Хан-Сарая. Позднее, в начале XIX в., потолок зала был обтянут живописным полотном русскими мастерами, а центр его выложен красными и черными деревянными плитками.

Lessa: С именами Крым-Гирея и его жены Диляры-Бикеч связано предание, которое послужило основой для поэмы А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан", принесшей романтическую известность городу. В 1764 г. умерла любимая жена хана красавица Диляра-Бикеч. Предание гласит, что в ее честь была сложена песня "Эльмас" (алмаз). Она была похоронена в мавзолее на кладбище в южной части Хан-Сарая. Дюрбе Диляры-Бикеч — восьмигранный мавзолей с куполом—первоначально было покрыто листами свинца. Купол венчал алем—золоченый кованый полумесяц на шарах. Внутри мавзолея надпись: "Молитва за упокой усопшей Диляры-Бикеч". Около дюрбе хан повелел соорудить фонтан, который питали несколько горных родников. Строил его уже упоминавшийся нами Омер. К приезду Екатерины II фонтан был перенесен во дворец. Знаменитый "фонтан слез" На фонтане — две надписи. Верхняя из них гласит: "Слава всевышнему, лицо Бахчисарая опять улыбнулось; милость великого Крым-Гирея славно устроила. Неусыпными его стараниями вода напоила эту страну, а при помощи аллаха он успел бы сделать еще и больше. Он тонкостию ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан. Если кто захочет (поверить), нусть придет; Мы сами видели Шам (Дамаск), Багдад. О шейхи! Кто будет утолять жажду (тому) пускай самый кран языком своим скажет хронограмму: Приди! Пей воду чистейшую, она приносит исцеление". Нижняя надпись представляет собой выдержку из корана: "Там (в райском саду) праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль"(Сельсебиль — один из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру). Отсюда и первоначальное название фонтана — Сельсебиль (позднее "Фонтан слез"). События пушкинской поэмы протекают в основном на территории гарема — женской половины дома. Хан, как и каждый богатый мусульманин, мог иметь четырех законных жен и неограниченное количество так называемых одалисок — наложниц. Гарем пополнялся ими непрерывно. Это были преимущественно молодые черкешенки или грузинки, захваченные во время набегов или купленные на невольничьих рынках. Гарем Хан-Сарая в конце XVIII в. состоял из 73 комнат. В 1818 г., к приезду Александра I, семьдесят обветшалых комнат были снесены. Поднявшись по деревянной лестнице на террасу гарема, можно осмотреть три комнаты и беседку для отдыха, интерьер которых воссоздан предположительно. Комнаты освещались окнами в два яруса. Нижние имели двойные рамы с вставленными между ними решетками. В первой комнате находится оджак—камин. Потолки и стены третьей комнаты были расписаны, вероятно, в XIX в. Тогда же, по-видимому, вставлены цветные витражи. Гарем обнесен каменными стенами высотой до восьми метров. Над южной стеной гарема возвышается Тоган-Кулеси — Соколиная башня. По всей вероятности, она была возведена в 60-х годах XVIII в. Нижняя часть башни, четырехугольная в плане, построена из бутового камня на глиняном растворе и оштукатурена. Верхняя часть, шестиугольная, сделана из дерева. Крыша покрыта черепицей. Название башни связано с тем, что в ее нижнем этаже находились ханские охотничьи соколы. Внутри башни вдоль стен поднимается деревянная лестница, ведущая на площадку, огороженную деревянной решеткой. Отсюда евнухи просматривали территорию гарема, а ханские затворницы, будучи невидимыми извне, наблюдали за вступающими в город войсками или за въездом иностранных послов. В 60-е годы XVIII в. сооружена и отделана все тем же Омером одна из интереснейших комнат Хан-Сарая — гостиная. Двадцать четыре окна опоясывают три стены гостиной. В западную стену встроены два больших шкафа для посуды. Между ними — камин. Над камином и поверх карниза находятся лепные (выполненные из алебастра и других материалов) фрукты: груши, персики, сливы, гранаты, а также надрезанные дыня и арбуз. Центр потолка черного цвета. С ним контрастирует резьба по дереву с позолотой. С потолка свисает люстра конца XVIII в. Под карнизом, опоясывая всю гостиную, тянется арабской вязью льстивая надпись в стихах (перевод прозаический): "Да наслаждается ежеминутно шах при милости аллаха удовольствиями; да продлит аллах жизнь его и счастье. Крым-Гирей-хан, сын высоко-Степенного Девлет-Гирея, источник мира и безопасности, правитель мудрый. Смотри! Вот державная его звезда взошла на горизонте славы и осветила целый мир. Краса Крымского престола, повелитель великого царства, рудник кротости и великодушия, тень милости аллаха (на земле). Друзья его — щедрость и великодушие. Покровитель природных дарований, щедрый до расточительности..." и т. д. в том же духе. Панегирик этот датируется 1764 г. Воспетое в нем "миролюбие" Крым-Гирея совсем не вяжется со строками на его памятнике, сочиненными в 1769 г. придворным поэтом Эдибом (может быть, он же и автор приведенной выше надписи): "Война была ремеслом знаменитого Крым-Гирей-хана..."

Lessa: Альгамбра Гостиная Крым-Гирея расположена над летней беседкой — так называемой "Альгамброй"(Альгамбра — старинная мавританская крепость в Испании, славившаяся своими беседками и фонтанами). В центре беседки, построенной во второй половине XVIII в. Омером, находится фонтан с квадратным мраморным бассейном. Вначале беседка была открытой, и по ее колоннам вился плющ. При ремонте Хан-Сарая в начале XIX в. ее застеклили и украсили резным потолком. В 1962 г. при реставрационных работах была открыта первоначальная роспись: группы кипарисов, воздушные мостики, беседки, домики. Из "Альгамбры" есть выход в небольшой закрытый садик, общая планировка которого, а также каскадный фонтан с бассейном несут на себе следы персидского влияния. Резная мраморная плита фонтана имеет сходство с плитой, украшающей фонтан Сельсебиль ("Фонтан слез"), однако установлена она позже. К нижнему бассейну пристроены фрагменты другого, более древнего фонтана, изображающие растительный орнамент и резвящихся рыб. Весной в садике цвело множество гиацинтов. Летом и осенью его украшали виноградные лозы сорта асма (по-татарски — "висячий"), которые растут шпалерами и образуют крытые ходы. Вне дворца, у дороги, ведущей в Староселье (Салачик), высится мечеть Тахталы-Джами. Ее название в переводе означает "устланная досками", "из досок", так как при строительстве было использовано много деревянных конструкций. Это самая старинная мечеть на территории города. Судя по надписи над входом, сооружена она в 1707 г.

Lessa: Еще очень понравился вот этот фонтан (как называется уже не помню), поразил тем, что вместо воды из него льются настоящие французские духи, и аромат чувствуется как только входишь в эту часть дворцового сада, при желании можно подушиться и приобрести «содержание фонтана»… Мы приобретать не стали (однако доча надушилась), запах довольно резковато-сладковатый

Lessa: Ну, а теперь мы на фоне всего этого великолепия На фоне портала

Lessa: Главный вход

Lessa: В частной кофейне

veda: Тонь, красота! Как будто побывали сами! Я в Крыму уже много-много лет не была, лет пятнадцать точно. Очень приятно попутешествовать, особенно, когда за окном уже осень во всю приближается. Посмотрела твои фотки, сразу захотелось Пушкина перечитать : И в память горестной Марии Воздвигнул мраморный фонтан, В углу дворца уединенный. Над ним крестом осенена Магометанская луна (Символ, конечно, дерзновенный, Незнанья жалкая вина). Есть надпись: едкими годами Еще не сгладилась она. За чуждыми ее чертами Журчит во мраморе вода И каплет хладными слезами, Не умолкая никогда. Так плачет мать во дни печали О сыне, падшем на войне. Младые девы в той стране Преданье старины узнали, И мрачный памятник оне Фонтаном слез именовали. ЗЫ: А эту юную блондинку не пытались украсть? Смотри, мам, береги красотку!

Lessa: Просто, на фоне Крымской природы...

Lessa: С ханом и его наложницами

Lessa:

anele: Lessa , спасибо за фотки! Как дочька на тебя похожа! Блондинки-красавицы!

VIOLA: Lessa Тонь, большое спасибо . Очень красивые фотографии - такие зыбко- жаркие и живые . Бахчисарайский дворец - изумительное восточное творение..Такой изящный, цельный и притягивающий взор ...Но, ИМХО,для меня слишком восточно...Ханская мечеть - потрясающе красиво ...Такая чудная смесь - минимум востока, и стильная простота форм , а эта пика, уходящая в небо.. Тонь, на фоне Крымской природы - просто загляденье ..Такой простор, такая благодать Вы с дочей такие солнышки , так светитесь , а ваши улыбки...лучики солнца.... Тонь, твоя доча ..такая очаровательная кокетка ... .Очень светящийся ребенок . Спасибо, Тонь .



полная версия страницы